Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Основная информация

Дата: 4 ноября 2017 в 21:39
Автор: Синяк Ю. Л.

Сайт Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: https://ckroir-volkovysk.schools.by/

В 2017/2018 учебном году в ГУО «Подоросский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» организована работа в классах интегрированного обучения и воспитания:

  • 1 класс интегрированного обучения и воспитания (по учебному плану 2 класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи);
  • 8 класс интегрированного обучения и воспитания (по учебному плану 8 класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения).

Нормативно-правовые документы

  1. Постановление Министерства образования РБ
    № 136 от 25.07.2011. Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

  1. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году»

Рекомендации учителям- предметникам об организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания

При интегрированном обучении возникает новая форма взаимодействия учителя и учеников, меняются методы обучения, особую значимость приобретают групповые формы работы на уроке, работа в парах. Учитель-предметник обязан в совершенстве владеть методикой обучения предмету в соответствии с категорией интегрируемого ребёнка. В образовательной интеграции выделяются следующие методические приёмы:

  • снижение темпа (темп адаптируется к способностям ученика) изучения программного материала, подача материала небольшими порциями;
  • адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого» ученика;
  • использование приёмов дополнительных объяснений;
  • использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания, акцентирования внимания на недостатках;
  • более частое использование индуктивного пути познания (от частного к общему), нежели дедуктивного (от общего к частному);
  • оказание помощи при ответах на вопросы и опросах по темам посредством использования кратких конспектов при проверке домашнего задания, дополнительных источников информации – толковых словарей, информационных карточек, сигнальных опор;
  • предъявление правильных ответов в заданиях для самоконтроля;
  • предъявление индивидуальных заданий на специальных карточках, перфокартах;
  • использование компьютерных вариантов тестовых заданий;
  • соблюдение охранительного режима;
  • переключение видов деятельности, физкультминутки;
  • расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости.

Где найти специальные программы для учащихся с особенностями психофизического развития?

  Все специальные программы можно найти на сайте управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь

http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=2301

Работа учителя с учащимися с ОПФР на разных этапах урока

п/п

Этап урока

При опросе

-Создание атмосферы доброжелательности

-Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.

-Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами

-Предоставление примерного плана ответа

-Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание)

-Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.

Изложение

нового материала

- Поддержание интереса  к теме через использование различных методов объяснения

-Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала

-Привлечение детей в качестве помощников

-Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога

-Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового

-Многократное повторение

Самостоятельная работа на уроке

-Делить сложные задания на этапы

-Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила

-Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану)

-Отмечать положительные моменты

-Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий

-Обязательная проверка (в т. ч. самопроверка, взаимопроверка)

-Стимулирование самостоятельных действий

-Дифференцированные задания

-Предупреждение о возможных затруднениях

-Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях

Выполнение

домашнего задания

- Подробно объяснять, как выполнять задания

-Дифференциация  объема и помощи

-Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос

-Исключать перегрузку

Стимулирование учебной деятельности

(на всех этапах урока)

-Поощрение

-Создание ситуаций успеха( подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора)

-Эмоциональный комфорт, доброжелательность

-Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз)

Рекомендации к поурочному планированию:

- наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка;

- включить в общий план для класса блоки заданий для детей с трудностями в обучении;

- закреплять новый материал дифференцированно;

- давать  разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале.

     Необходимо помнить, что в результате  все дети  с трудностями в обучении  должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока  траекторию деятельности детей с трудностями в обучении.

     Педагоги, работающие со школьниками с трудностями в обучении, должны уметь оказывать им различные виды помощи:  стимулирующую, направляющую, обучающую, организующую.

     Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

     Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

     Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

     Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания, подробно описать алгоритм.

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с трудностями в обучении создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

- Поэлементная инструкция.

- Повтор инструкции.

- Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

- Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)

- Речевой образец

- Демонстрация действий.

- Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

- Опора на рифму.

- Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

- Подбор по аналогии.

- Подбор по противопоставлению.

- Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

- Совместные или имитационные действия.

- Начало действия.

- Сопряженная или отраженная речь.

- Начало фразы.

- Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

- Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

- Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

- Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

- Многократное усиление функции.

- Создание проблемных ситуаций.

- Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

- Обращение к товарищу с вопросами.

- Работа со словарями на время.

- Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

- Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

- Найди ошибку.

- Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

- Группировка по общности признаков.

- Исключение лишнего.

- Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

 5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

 6. Создание ситуации успеха на занятии.

 7. Благоприятный психологический климат на уроке.  Опора на эмоциональное восприятие.

 8.Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

 9.Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия.

12.Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

При подготовке к уроку нужно продумать вопросы к классу с целью продуктивности контакта между учителем и учащимися.

Требования к вопросам:

•  вопросы должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;

•  вопросы не должны быть подсказывающими;

•  вопросы не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

•  вопросы не следует сильно дробить;

•  вопросы должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;

•  вопросы ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

•  вопросы должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

•  нельзя требовать быстрого ответа, надо дать ученику время подумать.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.