Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!

Интегрированное обучение

Дата: 11 апреля 2017 в 11:02, Обновлено 19 апреля 2017 в 12:53

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Педагогам

http://sch3.shhuchin.edu.by/ru/sm.aspx?guid=17823


  Схема анализа (самоанализа) урока в интегрированном классе Разработчик: В.В. Гладкая

Схема анализа (самоанализа) урока с позиции реализации принципа коррекционной направленности процесса обучения. 

1. Анализ коррекционно-развивающих задач урока:

- оценка формулировок задач (с позиций направленности на ребенка (1), конкретности (2) и конструктивности (3));

- степень реализации поставленных задач.

2. Как педагог учитывал недостатки развития детей при организации их деятельности на уроке, какие условия создавал:

- для успешного восприятия и осмысления нового материала;

- для запоминания материала урока;

- для обобщения изученного материала по теме (разделу).

3. Коррекции нарушений развития, каких психических функций уделял внимание педагог на данном уроке? Какие специальные методы, приемы использовал педагог:

- для стимуляции познавательной активности учащихся;

- для формирования общеучебных интеллектуальных умений (умений ориентировки в задании, планирования деятельности, самоконтроля);

- для коррекции нарушений восприятия учащихся;

- для коррекции нарушений мышления учащихся;

- для коррекции нарушений памяти учащихся;

- для стимуляции речевой активности детей, коррекции нарушений их речевого развития; и др.

4. Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе урока?

5. Насколько активно педагог использовал задания, предусматривающие двигательную активность детей?

6. Способствовал ли педагог возникновению у детей положительных эмоций в процессе деятельности на уроке, и каким образом?

7. Выводы. Пожелания, рекомендации («Хочу Вам (себе) пожелать…»).

Рекомендации к поурочному планированию:

наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка;

включить в общий план для класса блоки заданий для детей с трудностями в обучении;

закреплять новый материал дифференцированно;

давать  разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале.

     Необходимо помнить, что в результате  все дети  с трудностями в обучении  должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока  траекторию деятельности детей с трудностями в обучении.

     Педагоги, работающие со школьниками с трудностями в обучении, должны уметь оказывать им различные виды помощи:  стимулирующую, направляющую, обучающую, организующую.

     Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

     Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

     Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

     Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания, подробно описать алгоритм.

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с трудностями в обучении создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

Поэлементная инструкция.

Повтор инструкции.

Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)

Речевой образец

Демонстрация действий.

Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

Опора на рифму.

Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

Подбор по аналогии.

Подбор по противопоставлению.

Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

Совместные или имитационные действия.

Начало действия.

Сопряженная или отраженная речь.

Начало фразы.

Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

Многократное усиление функции.

Создание проблемных ситуаций.

Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

Обращение к товарищу с вопросами.

Работа со словарями на время.

Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

Найди ошибку.

Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

Группировка по общности признаков.

Исключение лишнего.

Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

 5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

 6. Создание ситуации успеха на занятии.

 7. Благоприятный психологический климат на уроке.  Опора на эмоциональное восприятие.

 8.Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

 9.Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия.

12.Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

При подготовке к уроку нужно продумать вопросы к классу с целью продуктивности контакта между учителем и учащимися.

Требования к вопросам:

•  вопросы должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;

•  вопросы не должны быть подсказывающими;

•  вопросы не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

•  вопросы не следует сильно дробить;

•  вопросы должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;

•  вопросы ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

•  вопросы должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

•  нельзя требовать быстрого ответа, надо дать ученику время подумать.

   Методические рекомендации учителям классов интегрированного обучения и воспитания

Система помощи  учащимся с ОПФР (трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью) может включать следующие виды деятельности:

1)помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок);

        2)дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;

        3)стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);

             4) систематический контроль за   деятельностью учащегося (более частый опрос, проверка всех домашних заданий).

Виды помощи  учащимся   на различных этапах  учебного занятия

  1. При изложении нового материала:

     а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме;

б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью;

в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров;

г) более частое обращение к этим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания ими степень учебного материала;

д) привлечение их в качестве помощников (при подготовке опытов, приборов и т.д.).

1.При организации и в ходе самостоятельной работы на  учебном занятии:

а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;

б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания;

г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий;

д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых;

е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения;

и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания;

к) стимулирование самостоятельных действий  учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий.

  1. В процессе контроля за усвоением учебного материала:

а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе;

б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа;

в) предложение учащимся примерного плана ответа;

г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски;

д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности;

е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

  1. При организации домашней работы:

а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы  на учебном занятии;

б) по возможности проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях;

в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания;

г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы;

д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся.

На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности  учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, его личные предпочтения и т.д.).

    Работа учителя с учащимися с ОПФР на разных этапах урока

п/п

Этап урока

При опросе

-Создание атмосферы доброжелательности

-Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.

-Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами

-Предоставление примерного плана ответа

-Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание)

-Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.

Изложение

нового материала

- Поддержание интереса  к теме через использование различных методов объяснения

-Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала

-Привлечение детей в качестве помощников

-Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога

-Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового

-Многократное повторение

Самостоятельная работа на уроке

-Делить сложные задания на этапы

-Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила

-Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану)

-Отмечать положительные моменты

-Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий

-Обязательная проверка (в т. ч. самопроверка, взаимопроверка)

-Стимулирование самостоятельных действий

-Дифференцированные задания

-Предупреждение о возможных затруднениях

-Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях

Выполнение

домашнего задания

- Подробно объяснять, как выполнять задания

-Дифференциация  объема и помощи

-Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос

-Исключать перегрузку

Стимулирование учебной деятельности

(на всех этапах урока)

-Поощрение

-Создание ситуаций успеха( подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора)

-Эмоциональный комфорт, доброжелательность

-Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз)

Алгоритм  анализа урока в классе интегрированного обучения и воспитания

Во-первых, в урок включаются лица с особенностями психофизического развития, обучающиеся по специальным программам.

Во-вторых, при обучении лиц с особенностями психофизического развития используются специальные методики, специальные учебники.

В-третьих, в учебных кабинетах создается специальная развивающая среда, позволяющая активно включать учащихся с ОПФР в образовательный процесс.

В-четвертых, учителем – предметником, учителем начальных классов готовится план урока, который включает несколько тем (общего среднего и специального образования) или же адаптируется материал под тему программы общего среднего образования с учетом потенциальных возможностей включенных в образовательную интеграцию учащихся с ОПФР.

В-пятых, учитель – предметник, учитель начальных классов должен соблюдать охранительный режим для всех детей интегрированного класса в соответствии с их психофизическими возможностями.

В-шестых, учителя – предметники, учителя начальных классов, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания должны обладать высоким профессионализмом:

  • умением скрывать отрицательные эмоции;
  • умением создавать положительные межличностные отношения на уроке;
  • способностью на равных принимать всех обучающихся, независимо от их возможностей и способностей;
  • умением адекватно оценивать результаты деятельности учащихся.

Учитывая данные особенности, администрация учреждения образования, анализируя урок в классе интегрированного обучения и воспитания, обращает внимание на специфику организации урока. В алгоритме анализа урока в интегрированном классе, выделены следующие этапы: подготовка учителя к уроку, организация урока, содержание, включение учащихся в деятельность,  здоровьесбережение, профессиональная этика педагога. В каждом этапе определены показатели анализа урока.  Определены критерии оценивания.

Этапы

Показатели оценивания

Оценка

в баллах

 Подготовка

 учителя

к уроку

Наличие плана урока составленного по двум образовательным программам (общего среднего и специального образования)

Определение задач (образовательной, развивающей, коррекционной, воспитательной)

Обеспечение урока методическими пособиями в соответствии с образовательными программами (общего среднего и специального образования)

Проектирование индивидуальной работы с учащимися с ОПФР

Определение вариантов включения учащихся  с ОПФР в коллективную, групповую деятельность, работу в парах.

Создание в классе образовательной среды для включения учащихся с ОПФР в образовательный процесс

Организация  урока

Создание эмоционально-комфортной  обстановки на уроке (рефлексия, мотивация к деятельности)

Соответствие структурных этапов урока плану

Решение  поставленных задач

Использование личностно-ориентированного подхода обучения учащихся интегрированного  класса (разноуровневые задания)

Организация индивидуальной работы с детьми с ОПФР

Аттестация (текущая) деятельности учащихся с учетом требований разных систем оценивания (десятибалльной  шкалы при освоении содержания программы общего среднего образования и десятибалльной шкалы при освоении содержания программы вспомогательной школы)

Организация итоговой рефлексии

Задание на дом (дифференцированный подход)

Содержание

Доступность  и научность изложения материала учащимся  разных групп по возможностям усвоения материала

Использование приемов дифференцированного объяснения  излагаемого материала

Использование ИКТ (информационные коммуникативные технологии), ЭСО (электронные средства обучения)

Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся

Включение

учащихся  в

деятельность

Использование приемов поощрения, стимулирования мотивации учащихся, поддержка и развитие системы обратных связей

Использование приемов дополнительных объяснений для учащихся

Сокращение объема изучаемого материала для учащихся с ОПФР

Включение учащихся с ОПФР в диалог с учителем, сверстниками с помощью доступных вопросов

Включение детей с ОПФР в коллективные, групповые и другие виды деятельности

Предупреждение затруднений учащихся  (использование второстепенных средств обучения: карточки, таблицы, калькулятор и т.д.)

Осуществление индивидуальной поддержки

Здоровьезбережение

Учет психофизических особенностей учащихся класса в ходе организации деятельности на уроке

Соблюдение охранительного режима (дополнительные динамические паузы, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика)

Создание психологического климата на уроке, наличие эмоциональных разрядок

Чередование  труда и отдыха, смена одних форм труда другими с целью повышения работоспособности учащихся

Соблюдение  гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль их осанки на уроке

Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНом

Соблюдение гигиенических условий в соответствии с требованиями СанПиНа

Педагогическая культура

и профессионализм учителя на  уроке

Знание  содержания программного материала (общего среднего и специального образования)

Умение адаптировать содержание материала по предмету общего среднего образования под потенциальные возможности детей с ОПФР

Знание методик обучения учащихся включенных в образовательную интеграцию

Проявление любви, доброты, уважения к учащимся  независимо от их успехов в обучении

Понимание психологии поведения учащихся с ОПФР, целесообразные и справедливые  реакции на моменты отклоняющегося от нормы поведения

Отсутствие раздражительности, сдержанность при неправильной интерпретации учащимися изложенного материала, вовлечение других учащихся к опровержению неверных ответов

Соблюдение норм общей и педагогической этики

Общая оценка урока

Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для реализации поставленных задач.  Урок обеспечил (не обеспечил) учащимся продвижение в усвоении новых знаний.

Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам  личностно - ориентированного обучения, использовался  (не использовался) индивидуальный подход к учащимся с ОПФР.

Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили свои субъектные свойства: активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, умение поддерживать сверстников с особенностями в развитии на условиях равных партнерских отношений.

Учитель реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества по отношению к учащимся с ОПФР, умело сочетал (не сочетал) фронтальную работу с классом с индивидуальной работой, поощрял и оценивал (не поощрял, не оценивал) индивидуальные достижения учащихся.

Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся, межличностному взаимодействию.

Обработка результатов анализа:

Каждый критерий анализа урока оценивается в 1  балл. Подсчитывается общее количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок, необходимо соотнести полученный показатель с таблицей:  высокий уровень (32-48) = 3 балла,  средний уровень (16-32) = 2 балла,  низкий уровень (10-16) = 1 балл

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.