Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Аттестация педагогических работников

Дата: 10 марта 2017 в 12:06, Обновлено 26 апреля 2017 в 14:12

  В помощь педагогическим работникам к аттестации

С программой и формами сдачи квалификационного экзамена можно ознакомиться на сайтах следующих учреждений образования, которым предоставлено право проведения квалификационного экзамена:

ГУО «Гродненский областной институт развития образования»http://groiro.by/208-kvalifikacionnyy-ekzamen.html(квалификационный экзамен только на подтверждение высшей квалификационной категории);

ГУО «Академия последипломного образования» http://academy.edu.by/component/content/article/508-2012-11-05-12-57-15.html;

ГУО «Республиканский институт профессионального образования» http://ripo.unibel.by/index.php?id=238;

ГУО «Белорусский государственный университет физической культуры» http://ippkbgufk.edu.by/main.aspx?guid=12411;

ГУО «Белорусский государственный университет педагогический университет имени Максима Танка»http://ipkip.bspu.by/slushatelyu/kvalifikacionnyi-ekzamen.

Требование к представлению опыта педагогической деятельности на квалификационный экзамен

(Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории

«Учитель-методист»http://academy.edu.by/files/kvex_att.pdf.)

Примерная структура описания педагогического опыта

  1. Информационный блок
    1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

  1. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

  1. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

  1. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

  1. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

  1. Описание технологии опыта
    1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности авто­ра, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

  1. Описание сути опыта
    1. Отражение в общем виде методических и педагогических ас­пектов опыта - что защищается и как применяется. Желательно предста­вить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
    2. К какому компоненту педагогической системы относятся дан­ные исследования (определение целей содержания; подходы к построе­нию, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, кор­рекционной работы и др.).
    3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компонен­ты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
    4. Отражение последовательности действий при применении ос­новных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алго­ритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
    5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
    6. Основные этапы формирования данного опыта, их преем­ственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

  1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
  2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
  3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

  1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
  2. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
  3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в дея­тельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
  4. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагоги­ческих аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опрос­ников и т.д.

Литература в помощь педагогическим работникам по обобщению опыта собственной педагогической деятельности на квалификационный экзамен

  1. Белорусский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 112с.: ил.
  2. Биология. Химия. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 120 с.: ил.
  3. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения професси­онального мастерства педагогов: метод.рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2012. –  98 с.
  4. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод.рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Су­рикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2012. –  92 с.
  5. Богачева, И.В. Как подготовиться к защите собственного педагогического опыта на квалификационном экзамене / И.В.Богачева // Біялогія і хімія. – 2013. – №5. – С.33.
  6. Богачева, И.В. Представление на квалификационный экзамен опыта педагогической деятельности / И.В.Богачева // Біялогія і хімія. –2013. – №5. – С.27-32.
  7. Валеев, Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2005. – №5.
  8. Власенко, Н. «От анализа к действию!» (технология обобщения педагогического опыта руководителя физического воспитания учреждения дошкольного образования) / Н. Власенко // Пралеска. – 2013. – №10. –  С.3-9.
  9. Гин, С.И. Обобщение опыта: анализ проблем и работа над ошибками: методические рекомендации по описанию опыта педагогической деятельности / С.И. Гин // Народная асвета. – 2014. – №5. – С.35-37.
  10. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск, 2018. – 336 с. – (Мастерская учителя)
  11. Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Сэр-Вит, 2014. – 256 с. – (Мастерская учителя)
  12. Запрудский, Н.И. Як настаўнікуабагульніць, аформіць і прэзентаваць свой вопыт работы? / Н.И. Запрудский // Физика. – 2013. – №5 . – С.10-15.
  13. Информатика. Физическая культура и здоровье. Трудовое обучение. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 112 с. :ил.
  14. История. Обществоведение. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост. И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 72с. :ил.
  15. Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобще­ния передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. – 2002. - № 5.
  16. Левитес, Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструиро­вания собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. – М: Изд-во Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. –  320 с.
  17. Математика. Физика. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 144с. : ил.
  18. Начальная школа. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 96с. : ил.
  19. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. –  2005. –  № 2.
  20. Пекарская, Е.В. Обобщение передовой педагогической практики в учреждении образования / Е.В. Пекарская // Кіраванне ў адукацыі. – 2014. – №2. – С.44-50.
  21. Праздникова, Г. З. Готовимся к аттестации: технологии обоб­щения и описания педагогического опыта: практ. пособие / Г. З. Праздникова. – М.: АРКТИ, 2007.
  22. Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. – Минск: БГУ, 1999. –  156 с.
  23. Русский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 80с.: ил.
  24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
  25. Сурикова, О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога: учеб.-метод. пособие / О.В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2011. – 96 с.
  26. Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. – М., 1991.
  27. Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта / Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко. –  М.: Интеллект-Центр, 2003. - 112 с.
  28. Шашок, В.Н. Аттестация воспитателей дошкольного образования: учеб.-метод. пособие / В.Н. Шашок, Л.Г. Тарусова, М.М. Ярмолинская; ГУО «Академ. последип. образования; под общ. ред. В.Н. Шашок. – Минск: АПО, 2015. – 92с.
  29. Шашок, В.Н. Педагогический опыт воспитателя дошкольного образования: технология формирования: метод.пособие / В.Н. Шашок. – Минск: Сэр-Вит, 2015. – 64с. – (Мастерская учителя)

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Экзаменуемый представляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы –  согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвер-жденной постановлением Президиума Государственного высшего атте-стационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4)  http://vak.org.by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

Образец оформления титульного листа

____________________________________________________________

(название учреждения образования)

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Иванов Иван Иванович,

учитель русского языка

8 (029) 377-23-35;

e-mail: iwanov@yandex.ru

Критерии и показатели представленного педагогического опыта на квалификационном экзамене

№ п/п

Критерии

Показатели

Баллы

1.

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с

заявленной

проблемой

В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата

1

Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой

2

Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании

заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели

3

Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели

4

2

Сущность опыта

В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания

1

В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов

2

Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания,

 подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи

3

Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)

4

3

Результативность, эффективность

Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана

1

Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны

2

Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Не четко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

3

Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

4

4

Методический уровень описания опыта

Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)

1

Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов)

2

Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования

3

Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами

4

Включенные в модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) материалы опыта не согласуются с логикой реализации содержания занятия

2

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) не представляет собой конченный целостный продукт

8

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) подтверждает результативность, эффективность опыта

16

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.